Муниципальное бюджетное учреждение культуры

Межпоселенческая центральная библиотека

муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан

Мастер-класс «Вырасти свое родословное древо»

На заре или в конце жизни каждый человек задумывается о своих корнях, кто он в этой жизни, почему, так или иначе, складывается его жизнь…

Очередной мастер-класс «Вырасти свое родословное древо» для учащихся 8 «Г» кл. СОШ № 4 (кл. рук. Яппарова В.И.) провела в Общедоступной библиотеке заведующий Районным научно-методическим центром «Шежере-Родословная» Э. А. Габитова.

Как правильно формировать домашний архив, как вести поиск информации о предках и членах семьи и рода, грамотно составить генеалогическую таблицу, произвести поколенную роспись, художественно оформить родословное древо и множество других тонкостей по работе с родословием смогли ребята получить практические навыки.

На примере родословия своей семьи Эльфия Альфовна продемонстрировала расписанное родословное древо, герб семьи и его описание, родовые атрибуты семьи, множество архивных документов, книжку-раскладушку с фотографиями, альбомы, папки.

Человек происходит из двух родов, поэтому составляются две таблицы по мужской и женской линии по восходящему и нисходящему видам. Поколенная роспись показывает родственную связь и свойства. Ребятам было предложено стать своеобразными семейными детективами и для начала составить на двух листках схемы генеалогических таблиц, заполнить их, присвоить номер колена и ребенка. Дело это, оказалось, не совсем легким. К сожалению, ребята затруднились вспомнить данные своих предков: девичью фамилию бабушек, отчество дедушек, имена прабабушек и прадедушек. Дети из неполных семей не смогли назвать родственников отца или матери.

Чтобы закрепить полученные знания и навыки было дано большое домашнее задание, которое предстоит выполнить ребятам со всей семьей, в помощь каждый получил «Генеалогическую карточку» с шестнадцатью вопросами. Это – составление таблицы на выбор, поколенная роспись одного ребенка одного колена, описание домашнего архива, пересмотр семейных альбомов и фотографий и их правильная подпись (где, когда сделано фото, кто изображен), описание семейной реликвии (что за вещь или предмет, кому и когда принадлежало, у кого хранится). Рекомендовано обратиться к старшим представителям семьи и рода, записать их воспоминания, почему род носит такую фамилию, уточнить какие-либо сведения, по возможности сделать фото/видео (записать с чьих слов записано, дату, адрес проживания). Правильно дать название своей родословной по национальному признаку: или это «Шежере семьи…» или «Родословная семьи…». Если смешанные семьи, то используется оба обозначения.

А выполненное домашнее задание ребята покажут у себя в школе на ближайшем классном часе, посвященном объявленному Году семьи в Республике Башкортостан. Можно надеяться, что ребята придут к убеждению, что знание своих исторических корней всегда делает человека сильным, уверенным в себе.

Проведение подобных мероприятий в школе, библиотеке, музее дают не только познания частного порядка, но и развивают интерес к истории родного края. В истории семьи отражается история страну и наоборот.

Эльфия Габитова